Главная | Регистрация | Вход | RSS Воскресенье, 19.05.2024, 03:19

 МБОУСОШ №16

Отрадненский район

Краснодарский край

Официальный сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки, задания

Открытый урок по физике №69 Ольга Любина

[ Скачать с сервера (87.0Kb) ]

Урок № 69                                                              10 класс                                                             

Элементарный электрический заряд.

Закон сохранения электрического заряда.

Цель урока: Дать понятие об электрическом заряде как об особом свойстве тел и частиц материи; научить учащихся объяснять явление электризации в свете классической электронной теории.

Задачи:

Образовательные: Дать понятие об электрическом заряде как об особом свойстве тел и частиц материи; научить учащихся объяснять явление электризации в свете классической электронной теории.

Воспитательные: Развивать в ходе урока коллективные методы работы.

Развивающие: Содействовать развитию настойчивости в учении, вовлечению учащихся в дискуссии; развивать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация.

План урока:

  1.  

Организационный момент.

2 мин.

  1.  

Изучение новой темы.

25 мин.

  1.  

Закрепление.

9 мин.

  1.  

Домашнее задание.

2 мин.

  1.  

Итоги урока.

2 мин.

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь.

Открываем тетради и записываем тему урока «Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда».

  1. Изучение нового материала.

Мы приступаем к изучению нового раздела физики «Электродинамика». Речь пойдёт о процессах, которые определяются движением и взаимодействием электрически заряженных частиц.

Запишем определение «Электродинамика – это наука о свойствах и закономерностях поведения особого вида материи – электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействие между электрически заряженными телами или частицами.»

   Электромагнитные взаимодействия занимают 1 место по широте и разнообразию проявлений. В повседневной жизни  и технике мы чаще всего встречаемся с различными видами электромагнитных сил. Это силы упругости, трения, силы наших мышц и мышцы различных животных.

Свет – одна из форм электромагнитного поля, а значит, мы видим многообразие нашего мира благодаря электромагнитному  взаимодействию.

Таким образом, можно прожить без гравитационных сил, но нельзя прожить без электромагнитных сил.

К созданию электродинамики привела длинная цепь планомерных и случайных открытий, начиная с обнаружения способности янтаря, потёртого о шерсть, притягивать лёгкие предметы и  заканчивая гипотезой великого английского учёного Джеймса Клерка Максвелла о порождении магнитного поля переменным электрическим полем. Лишь во второй половине 19 века, после создания электродинамики, началось широкое применение электромагнитных явлений. Александр Попов первым изобрёл радио, в то же время Гульельмо Маркони  первым запатентовал своё изобретение. Впервые научные исследования предшествовали техническим применениям. Современная цивилизация немыслима без электрического тока.

Записываем определение «Раздел электродинамики, изучающий покоящиеся электрически заряженные тела, называют электростатикой

Все тела состоят из мельчайших частиц, которые неделимы на более простые, и поэтому называются элементарными.

Все элементарные частицы имеют массу и поэтому притягиваются  согласно закону всемирного тяготения, причём сила убывает, обратно пропорционально квадрату расстояния. Некоторые элементарные частицы  взаимодействуют с силой, которая также убывает обратно пропорционально квадрату расстояния, но во много раз превосходит силу тяготения.

Эти частицы имеют электрический заряд. Сами частицы называют заряженными. Бывают частицы без  электрического заряда, но не существует электрического заряда без частицы. Взаимодействия между заряженными частицами носят название электромагнитных. Электрический заряд определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий.

 В целом атом нейтрален; тело заряжено, если оно содержит избыточное количество элементарных частиц одного знака.  Известный способ отделения от тела части заряда – электризация трением. При трении не «возникают»  заряды, а происходит лишь увеличение площади соприкосновения тел, у которых концентрация свободных электронов и работы выхода различны. Электроны, в особенности внешние, - наиболее легко отделимая составная часть атома.  Одноимённые заряды отталкиваются, а разноимённые – притягиваются. Силы, действующие между положительно заряженным ядром и его отрицательно заряженной электронной оболочкой, принадлежат к числу электромагнитных взаимодействий, значительно менее сильных, чем силы, действующие на частицы внутри ядра. Между положительными и отрицательными зарядами внутренних различий нет. Если бы знаки зарядов поменять местами, то от этого характер электромагнитных взаимодействий нисколько бы не изменился.

К частицам, не имеющим электрического заряда, относятся нейтрон. Его масса лишь незначительно превышает массу протона. Нейтроны входят в состав атомного ядра.

Минимальный заряд элементарной частицы 1,6*10-19 Кл.

При электризации тел выполняется закон сохранения заряда.

  1. Закрепление.

Тестирование:

  1. Может ли быть элементарная частица без заряда, а заряд – без частицы?

А) Частица без заряда – да, заряд без частицы – нет.

Б) Частица без заряда – нет, заряд без частицы – да.

В) Может.

Г) Не может.

  1. Существует ли минимальный отрицательный электрический заряд?

А) Да, это заряд ядра атома водорода.

Б) Да, это заряд электрона.

В) Да, это заряд ядра атома гелия.

Г) Нет, отрицательный заряд может быть сколь угодно мал.

  1. Нейтральная водяная капля разделилась на две. Первая из них обладает электрическим зарядом +q. Каким зарядом обладает вторая капля?

А)  Нейтральна.

Б) –q

В) Однозначно сказать нельзя.

  1. Каков физический смысл фразы: «Положительно заряженное тело»?

А) Тело имеет избыток положительно заряженных частиц (протонов).

Б) Тело потеряло электроны.

В) Тело потеряло протоны.

Г) Однозначно сказать нельзя.

  1. На каком рисунке указано правильное взаимодействие зарядов  

1)

2)

3)

А) Только 1;      Б) Только 2;       В) Только 3;         Г) Только 2, 3.

 

Проверка: А, Б, Б, Б, В.

  1. Домашнее задание: § 85, 86,88 упр. 16 (1)
  2. Итоги урока.

1). С какими основными понятиями мы познакомились?

2). Какие фамилии учёных звучали на этом уроке?

3).  Докажите, что статическое электричество вредно.

4). Докажите, что статическое электричество полезно.

Категория: Уроки, задания | Добавил: school (24.03.2016)
Просмотров: 2206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [19]
Бухгалтерия и Финансово-Хозяйственная Деятельность [15]
Персональные данные [8]
Антикоррупция [17]
Уроки, задания [21]
Имя Кубани [1]
Непростые люди Кубани
Военно-патриотическое воспитание [9]
ЕГЭ-ГИА [4]
Воспитательная работа [3]
Аттестация педагогических работников [4]
Питание [2]
Кинопроект [2]
Мы есть!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright School16otrad © 2024
    Сайт создан в системе uCoz