9кл. решение треугольников
Дата проведения 25.09.2016
Цели: провести промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся с целью их корректировки и подготовки к контрольной работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа, в ходе которой повторяются основные типы задач на решение треугольника и способы их решения.
III. Решение задач.
Решение задач по готовым чертежам (по одной задаче на выбор из каждого типа):
I тип – по стороне и двум углам – № 3, 4, 5, 7.
II тип – по двум сторонам и углу между ними – № 1, 2.
III тип – по трем сторонам – № 9.
IV тип – по двум сторонам и углу, противолежащему одной из сторон – № 6, 10, 12.
Таблица 1
IV. Самостоятельная работа.
Вариант I.
1. Найдите синус и косинус наибольшего угла треугольника, стороны которого равны 40 см, 75 см и 105 см.
2. Найдите синусы и косинусы углов треугольника, две стороны которых равны 10 см и 8 см, а угол между ними 60°.
3. В треугольнике одна сторона равна 58 см, а косинус противолежащего ей угла равен 0,6. Другая сторона треугольника равна 50 см. Найдите третью сторону и косинус двух других углов.
Вариант II.
1. Найдите синус и косинус наименьшего угла треугольника, сторона которого равна 45 см, 70 см и 95 см.
2. В треугольнике две стороны равны 14 см и 16 см, а косинус угла между ними . Найдите третью сторону и синусы двух других углов.
3. В треугольнике одна сторона равна 30 см, а косинус противолежащего ей угла равен . Другая сторона треугольника равна 26 см. Найдите третью сторону и синусы всех углов.
Оформление решения задач.
Вариант I.
- Дано: а = 40 см, в = 75 см, с = 105 см.
Найти: sin j, cos j.
Решение:
с = 105 см – наибольшая сторона, значит, j – наибольший угол,
c2 = а2 + в2 – 2авcosj Þ
.
Значит, угол j – тупой.
По таблицам Брадиса находится сразу угол и его синус.
g = 129º18; sin g ≈ 0,7738.
2. Дано: а = 10 см, в = 8 см, Ðg = 60º.
Найти: sin α, cos α, sin β, cos β.
Решение:
с2 = а2 + в2 – 2ав соs g;
с2 = 102 + 82 – 2 · 10 · 8 · = 84, с ≈ 9 см.
.
.
Ответ: sin a ≈ 0,96; cos a ≈ 0, 28; sin β ≈ 0,77, cos β ≈ 0,6.
3. Дано: АВ = 58 см, cos C = 0,6; ВС = 50 см.
Найти: АС, cos A, cоs B.
Решение:
cos C = 0,6, ÐС – острый.
По таблицам Брадиса находим ÐС и его синус: ÐС = 53º12';
sin C = 0,8.
.
V. Итог урока.
– Что значит решить треугольник?
– Какие возможны типы задач?
– Какие трудности возникли при решении задач?
Домашнее задание: решить задачи.
1. Решите треугольник АВС, если ВС = см, АС = 2 см, ÐС= 135°.
2. Большая диагональ прямоугольной трапеции равна d и образует с меньшим основанием угол a. Острый угол трапеции равен b.
Найдите основания трапеции.
3. Средние линии треугольника АВС, вписанного в окружность, равны 3 см, см и 6 см. Найдите углы треугольника АВС и радиус окружности.
|