КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05.10.2009
Утверждена
Президентом Российской Федерации
5 октября 2009 года
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящая Концепция определяет основные принципы
государственной политики в области противодействия терроризму в
Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития
общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской
Федерации.
I. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации
1. Основными тенденциями современного терроризма являются:
а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;
б) расширение географии терроризма, интернациональный
характер террористических организаций, использование международными
террористическими организациями этнорелигиозного фактора;
в) усиление взаимного влияния различных внутренних и
внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на
возникновение и распространение терроризма;
г) повышение уровня организованности террористической
деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой
инфраструктурой;
д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;
е) повышение уровня финансирования террористической
деятельности и материально-технической оснащенности террористических
организаций;
ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;
з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
и) разработка новых и совершенствование существующих
форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение
масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.
2. Возникновение и распространение терроризма в
Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и
связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными,
межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в
том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими
угрозами.
3. Основными внутренними факторами, обусловливающими
возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо
способствующими ему причинами и условиями, являются:
а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;
б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;
в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;
г) ненадлежащий контроль за распространением идей
радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном
пространстве Российской Федерации;
д) недостаточно эффективная борьба с организованной
преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и
взрывчатых веществ.
4. Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, являются:
а) попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы Российской Федерации;
б) наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
в) наличие в иностранных государствах лагерей
подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских
организаций, в том числе антироссийской направленности, а также
теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного
экстремизма;
г) финансовая поддержка террористических и
экстремистских организаций, действующих на территории Российской
Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских
организаций;
д) стремление ряда иностранных государств, в том
числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить
Российскую Федерацию и ее позицию в мире, установить свое политическое,
экономическое или иное влияние в отдельных субъектах Российской
Федерации;
е) распространение идей терроризма и экстремизма
через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства
массовой информации;
ж) заинтересованность субъектов террористической
деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой
информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;
з) отсутствие в международном сообществе единого
подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и
его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной
практике в области борьбы с терроризмом;
и) отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.
II. Общегосударственная система противодействия терроризму
5. Общегосударственная система противодействия
терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия
терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по
выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и
расследованию террористической деятельности, минимизации и (или)
ликвидации последствий проявлений терроризма.
6. Общегосударственная система противодействия
терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной
политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту
основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной
безопасности Российской Федерации.
7. Субъектами противодействия терроризму являются
уполномоченные органы государственной власти и органы местного
самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по
противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения,
а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти
и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических
мероприятий.
8. Координацию деятельности по противодействию
терроризму, организацию планирования применения сил и средств
федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов
по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими
операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет,
Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и
оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.
9. Правовую основу общегосударственной системы
противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные
договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы,
федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней
политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации,
настоящая Концепция, а также нормативные правовые акты Российской
Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной
области.
10. Цель противодействия терроризму в Российской
Федерации - защита личности, общества и государства от террористических
актов и иных проявлений терроризма.
11. Основными задачами противодействия терроризму являются:
а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
б) выявление, предупреждение и пресечение действий
лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение
террористических актов и иных преступлений террористического характера;
в) привлечение к ответственности субъектов
террористической деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
г) поддержание в состоянии постоянной готовности к
эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления,
предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и
(или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
д) обеспечение безопасности граждан и
антитеррористической защищенности потенциальных объектов
террористических посягательств, в том числе критически важных объектов
инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания
людей;
е) противодействие распространению идеологии
терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому
обеспечению антитеррористических мероприятий.
12. Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:
а) предупреждение (профилактика) терроризма;
б) борьба с терроризмом;
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
13. Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:
а) создание системы противодействия идеологии терроризма;
б) осуществление мер правового, организационного,
оперативного, административного, режимного, военного и технического
характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности
потенциальных объектов террористических посягательств;
в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
14. Особая роль в предупреждении (профилактике)
терроризма принадлежит эффективной реализации административно-правовых
мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
15. Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение следующих задач:
а) разработка мер и осуществление мероприятий по
устранению причин и условий, способствующих возникновению и
распространению терроризма;
б) противодействие распространению идеологии
терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства
Российской Федерации; совершенствование системы информационного
противодействия терроризму;
в) улучшение социально-экономической, общественно-политической и правовой ситуации в стране;
г) прогнозирование, выявление и устранение
террористических угроз, информирование о них органов государственной
власти, органов местного самоуправления и общественности;
д) использование законодательно разрешенных методов
воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к действиям
террористического характера;
е) разработка мер и осуществление профилактических
мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов
Российской Федерации;
ж) определение прав, обязанностей и ответственности
руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации
мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им
объектов;
з) разработка и введение в действие типовых
требований по обеспечению защищенности от террористических угроз
критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также
мест массового пребывания людей;
и) совершенствование нормативно-правовой базы,
регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и
имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц,
пострадавших в результате террористического акта;
к) усиление взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в
области противодействия терроризму;
л) обеспечение скоординированной работы органов
государственной власти с общественными и религиозными организациями
(объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами.
16. Организация борьбы с терроризмом осуществляется
на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и
распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической
деятельности, четкого разграничения функций и зоны ответственности
субъектов противодействия терроризму, своевременного определения
приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации и
взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых и следственных
подразделений путем внедрения штабного принципа организации управления
контртеррористическими операциями и обеспечения указанных субъектов
информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные
комплексы.
Одно из основных условий повышения результативности
борьбы с терроризмом - получение упреждающей информации о планах
террористических организаций по совершению террористических актов,
деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и
каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными
средствами для осуществления террористической деятельности.
Условием эффективной организации борьбы с терроризмом
является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов
противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе
командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений,
организуемых Федеральным оперативным штабом и оперативными штабами в
субъектах Российской Федерации.
17. Деятельность по минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из
прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность
должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:
а) недопущение (минимизация) человеческих потерь
исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и
финансовыми ресурсами;
б) своевременное проведение аварийно-спасательных
работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной
помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим
в результате террористического акта, их последующая социальная и
психологическая реабилитация;
в) минимизация последствий террористического акта и
его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество
или отдельные социальные группы;
г) восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов;
д) возмещение в соответствии с законодательством
Российской Федерации причиненного вреда физическим и юридическим лицам,
пострадавшим в результате террористического акта.
18. Условиями успешного осуществления мероприятий по
ликвидации последствий террористического акта являются учет специфики
чрезвычайных ситуаций, связанных с его совершением, а также характера
объектов, подвергшихся террористическому воздействию, и способов
террористической деятельности, разработка типовых планов задействования
сил и средств общегосударственной системы противодействия терроризму и
их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.
19. В соответствии с основными направлениями
противодействия терроризму, предусмотренными настоящей Концепцией,
антитеррористическая деятельность осуществляется посредством системы
мер, в ходе реализации которых используются различные взаимосвязанные и
согласованные между собой формы, методы, приемы и средства воздействия
на субъекты террористической деятельности.
20. При осуществлении деятельности по предупреждению
(профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение
уровня угроз террористических актов, урегулирование экономических,
политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий,
которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как
следствие, способствовать террористическим проявлениям; предупреждение
террористических намерений граждан; затруднение действий субъектов
террористической деятельности. При этом используются различные формы
общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических,
этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей
объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия.
21. К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:
а) политические (нормализация
общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов,
снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление
международного сотрудничества в области противодействия терроризму);
б) социально-экономические (оздоровление экономики
регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития,
сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и
имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной
защиты населения);
в) правовые (реализация принципа неотвратимости
наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных
биологических веществ и химических реагентов, финансирование
терроризма, а также регулирование миграционных процессов и порядка
использования информационно-коммуникационных систем);
г) информационные (разъяснение сущности терроризма и
его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом
идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в
противодействии терроризму);
д) культурно-образовательные (пропаганда социально
значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и
межконфессионального диалога);
е) организационно-технические (разработка и
реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически
важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест
массового пребывания людей техническими средствами защиты,
совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований
обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической
деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов
противодействия терроризму).
22. Выбор конкретных мер по противодействию
терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, для
устранения которых вводятся соответствующие правовые режимы, включающие в
себя административно-режимные, оперативно-разыскные и иные мероприятия,
реализуемые оперативными штабами в субъектах Российской Федерации во
взаимодействии с антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской
Федерации и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а
также временные ограничения, направленные на недопущение совершения
террористического акта и минимизацию его последствий.
23. Основной формой пресечения террористического акта
является контртеррористическая операция, которая предусматривает
реализацию комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных
мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств
по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов,
обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по
минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
24. В ходе реализации мер по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма решаются следующие задачи:
а) оказание экстренной медицинской помощи;
б) медико-психологическое сопровождение аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий;
в) социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвовавших в его пресечении;
г) восстановление нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов;
д) возмещение морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
III. Правовое, информационно-аналитическое, научное,
материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение
противодействия терроризму
25. Правовое обеспечение противодействия терроризму
включает в себя постоянный мониторинг и анализ терроризма как явления,
проблем в организации деятельности субъектов противодействия терроризму,
законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной
области, подготовку и принятие соответствующих правовых актов,
направленных на повышение эффективности противодействия терроризму.
26. Нормативно-правовая база противодействия терроризму должна соответствовать следующим требованиям:
а) гибко и адекватно реагировать на постоянные
изменения способов, форм, методов и тактики деятельности субъектов
террористической деятельности;
б) учитывать международный опыт, реальные социально-политические, национальные, этноконфессиональные и другие факторы;
в) определять компетенцию субъектов противодействия терроризму, адекватную угрозам террористических актов;
г) устанавливать ответственность физических и
юридических лиц за несоблюдение требований законодательства Российской
Федерации в области противодействия терроризму;
д) определять адекватные угрозам террористических
актов меры стимулирования и социальной защиты лиц, участвующих в
мероприятиях по противодействию терроризму;
е) обеспечивать эффективность уголовного преследования за террористическую деятельность.
27. Международно-правовое сотрудничество в области
противодействия терроризму должно ориентироваться на преодоление двойных
стандартов в подходах зарубежных партнеров к уголовному преследованию
террористов, на адекватное использование имеющихся международных
правовых инструментов в части, касающейся противодействия терроризму и
выдачи террористов.
28. Важной задачей противодействия терроризму
является обеспечение законности при осуществлении данной деятельности,
участие субъектов противодействия терроризму в развитии и
совершенствовании нормативно-правовой базы, а также в формировании
правовой культуры населения.
29. В правовом обеспечении противодействия терроризму
принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и
органы местного самоуправления.
30. Информационно-аналитическое обеспечение
противодействия терроризму включает в себя сбор, накопление,
систематизацию, анализ, оценку информации об угрозах террористических
актов, обмен ею и выдачу ее потребителям такой информации.
31. В процессе информационно-аналитического обеспечения противодействия терроризму решаются следующие основные задачи:
а) исследование основных факторов, определяющих сущность и состояние угроз террористических актов;
б) прогноз вероятных тенденций и закономерностей
развития угроз террористических актов, разработка предложений для
своевременного принятия решений по их нейтрализации;
в) анализ информации о проявлениях терроризма, а
также о политических, социально-экономических и иных общественных
процессах в Российской Федерации и в мире, оказывающих негативное
влияние на ситуацию в области противодействия терроризму;
г) организация и осуществление информационного взаимодействия субъектов противодействия терроризму;
д) мониторинг и анализ национального и международного опыта противодействия терроризму;
е) совершенствование, в том числе на основе внедрения
современных информационно-телекоммуникационных технологий,
информационно-аналитического обеспечения координации деятельности по
противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти,
антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации и
оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества, проведение в этих
целях с привлечением специалистов научно-исследовательских учреждений
ситуационных анализов рисков совершения террористических актов;
ж) создание единого антитеррористического информационного пространства на национальном и международном уровнях;
з) разработка информационных банков и баз данных,
информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем и
аппаратно-программных комплексов с применением передовых информационных
технологий и их поддержка;
и) своевременная подготовка предложений по созданию и
совершенствованию нормативно-правовой базы информационно-аналитического
обеспечения противодействия терроризму;
к) систематическое повышение профессиональной подготовки специалистов-аналитиков в области противодействия терроризму.
32. Информирование высших должностных лиц органов
государственной власти по вопросам противодействия терроризму
предусматривает оптимизацию информационных потоков и распределение
полномочий между субъектами противодействия терроризму в области
информационно-аналитической деятельности, централизацию информации об
учете (в том числе статистическом) террористических проявлений и
результатов антитеррористической деятельности всех субъектов
общегосударственной системы противодействия терроризму.
33. Национальный антитеррористический комитет
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти,
руководители которых входят в его состав, в области
информационно-аналитической работы по проблемам противодействия
терроризму и организует подготовку информационно-аналитических
материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и
обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и
отчетную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки
ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.
34. Федеральные органы исполнительной власти в
соответствии с их компетенцией информируют потребителей информации об
угрозах террористических актов по конкретным вопросам, требующим
срочного реагирования.
35. К деятельности по информационно-аналитическому
обеспечению противодействия терроризму привлекаются
научно-исследовательские учреждения, а также общественные объединения и
другие институты гражданского общества.
36. Научное обеспечение противодействия терроризму включает в себя:
а) разработку теоретических и методологических основ
противодействия терроризму, рекомендаций для решения практических задач
по конкретным направлениям деятельности в области противодействия
терроризму;
б) проведение научно-прикладных исследований для
принятия политических, правовых, организационных и управленческих
решений в области противодействия терроризму на разных уровнях;
в) изучение международного опыта борьбы с
терроризмом, внесение предложений Президенту Российской Федерации по
совершенствованию стратегии и системы мер противодействия терроризму.
37. Приоритетными направлениями научно-технических
разработок в области противодействия терроризму должны стать создание и
внедрение:
а) средств защиты сотрудников антитеррористических
подразделений и объектов террористической деятельности с использованием
последних научных достижений;
б) новых образцов вооружения антитеррористических
подразделений, в том числе оружия нелетального действия и специальных
средств, способных существенно сократить людские потери и уменьшить
материальный ущерб при проведении оперативно-боевых мероприятий;
в) эффективных средств систем связи, отвечающих
требованиям информационной безопасности, в том числе требованиям
защищенности от компьютерных атак, средств обнаружения новейших видов
взрывных устройств, взрывчатых веществ, других особо опасных средств
террористической деятельности и непосредственно террористов, а также
средств маскировки действий антитеррористических подразделений.
38. Для успешного функционирования
общегосударственной системы противодействия терроризму необходимо
наделение одного или нескольких федеральных органов исполнительной
власти функциями координатора научных и научно-технических разработок в
области противодействия терроризму.
39. Дальнейшее развитие общегосударственной системы
противодействия терроризму предполагает концентрацию
материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетных
направлениях обеспечения деятельности субъектов противодействия
терроризму, создание соответствующей инфраструктуры для развития
общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации,
стимулирование органами государственной власти инновационной и
инвестиционной политики в целях повышения антитеррористической
защищенности объектов террористической деятельности, а также в целях
формирования системы страховой защиты населения от террористических
рисков.
40. Финансовое обеспечение противодействия терроризму
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих
субъектов.
41. Финансирование федеральных целевых программ в
области противодействия терроризму осуществляется за счет средств
федерального бюджета.
42. Расходы на финансирование мероприятий в области
противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской
Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет
средств своих бюджетов.
Актуальной задачей является определение при
формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов целевых статей финансирования
антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка
соответствующей нормативно-правовой базы.
43. Финансирование мероприятий в области
противодействия терроризму, в частности создание фондов и предоставление
грантов в целях стимулирования деятельности в указанной области и
повышения ее эффективности, должно осуществляться не только за счет
увеличения объемов финансирования из бюджетов разного уровня, но и за
счет привлечения средств из внебюджетных источников.
44. Продуманная кадровая политика является одним из
основных направлений повышения эффективности функционирования
общегосударственной системы противодействия терроризму. Подразделения,
участвующие в противодействии терроризму, должны быть укомплектованы
высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми
качествами и навыками. Приоритетным направлением кадровой политики
является повышение престижа службы в указанных подразделениях.
45. Кадровое обеспечение противодействия терроризму осуществляется по следующим основным направлениям:
а) подготовка и переподготовка сотрудников, участвующих в противодействии терроризму;
б) антитеррористическая подготовка сотрудников
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
участвующих в рамках своих полномочий в противодействии терроризму;
в) антитеррористическая специализация сотрудников негосударственных структур безопасности с учетом специфики решаемых ими задач;
г) подготовка специалистов в специфических областях
противодействия терроризму (противодействие идеологии терроризма,
ядерному, химическому, биологическому терроризму, кибертерроризму и
другим его видам);
д) создание экспертно-консультативных групп из числа
представителей субъектов противодействия терроризму, обладающих
специальными знаниями и навыками.
46. Подготовка и переподготовка кадров для
противодействия терроризму осуществляется на базе межведомственных и
ведомственных учебных центров и учебных заведений, а также
образовательных учреждений высшего профессионального образования.
47. Наряду с имеющимися в России возможностями по
подготовке кадров для противодействия терроризму допускается их обучение
за рубежом в рамках международного сотрудничества.
IV. Международное сотрудничество в области противодействия терроризму
48. Международное сотрудничество является необходимым
условием обеспечения эффективности противодействия терроризму и
осуществляется на основе и при строгом соблюдении принципов и норм
международного права, а также в соответствии с международными договорами
Российской Федерации.
49. Российская Федерация ведет работу, направленную
на подтверждение центральной, координирующей роли Организации
Объединенных Наций в деле международного сотрудничества в области
противодействия терроризму, неукоснительное выполнение резолюций Совета
Безопасности ООН и положений универсальных конвенций в этой области, на
эффективную реализацию принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре
2006 года Глобальной контртеррористической стратегии.
50. Основные усилия Российской Федерации в рамках
международного антитеррористического сотрудничества должны быть
сосредоточены на следующих направлениях:
а) выявление и устранение пробелов в международном
праве в части, касающейся регламентации сотрудничества государств в
области борьбы с терроризмом;
б) продвижение российских международных инициатив в
области противодействия терроризму, включая Глобальную инициативу по
борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнерства государств и
бизнеса в противодействии терроризму;
в) обеспечение эффективной работы механизмов как
многостороннего (в формате Содружества Независимых Государств,
Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о
коллективной безопасности и других международных организаций), так и
двустороннего взаимодействия с партнерами по антитеррористической
коалиции;
г) осуществление практических мероприятий по
перекрытию каналов финансирования террористических организаций,
пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ,
недопущение передвижения субъектов террористической деятельности через
государственные границы, противодействие распространению
террористической пропаганды и идеологии, оказание содействия жертвам
терроризма.
51. В целях проведения единой внешнеполитической
линии Российской Федерации в области международного
антитеррористического сотрудничества Министерство иностранных дел
Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов
исполнительной власти в данной области.
Национальный антитеррористический комитет
обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в области противодействия терроризму на
территории Российской Федерации, в том числе при реализации решений,
принятых в рамках международного антитеррористического сотрудничества.
Положения настоящей Концепции реализуются путем
осуществления субъектами противодействия терроризму при координирующей
роли Национального антитеррористического комитета комплекса
взаимосвязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий в области
противодействия терроризму. |